Шавуот: уже завтра вечером

Еврейский праздник Шавуот имеет три смысла

Вечером вторника, 11 июня, начинается еврейский праздник Шавуот. В Израиле он отмечается один день (с вечера вторника, 11 июня, до вечера среды, 12 июня), а в диаспоре — два дня (исход праздника — четверг, 13 июня). Праздничный день Шавуот в Израиле, выпадающий в этом году на 12 июня, — нерабочий, выходной. Религиозным евреям в этот день запрещена всякая работа. Светские израильтяне используют этот день для отдыха, пикников, поездок на природу. В Шавуот принято надевать белую одежду и есть блюда из молока.

В Шавуот мы отмечаем три события: день дарования Торы, первый урожай, день рождения и смерти царя Давида. Традиция гласит, что на 50-й день после исходa из Египта евреи приблизились к горе Синай и получили от Всевышнего Тору, заключив с Ним договор с обещанием исполнять заповеди и распространять знание о Нем по всему миру. Потому в русскоязычной теологической литературе этот праздник упоминается как Пятидесятница — в напоминание о календарной связи с Песахом.

Альтернативные названия праздника на иврите: хаг матан-Тора (праздник дарования Торы), хаг ха-бикурим (праздник первых приношений урожая), хаг ха-кацир (праздник жатвы).

Кроме того, в этот день отдают почести людям, принявшим гиюр, — неевреям, которые добровольно приняли иудаизм и перешли в еврейство, разделив судьбу многострадального народа.

В синагогах в Шавуот произносят праздничную молитву со специальными вставками. Перед чтением Торы в ашкеназских общинах читают Книгу Рут, вызывают коэна и читают Акдамот — пиют (литургическое стихотворение).

Во время чтения Торы во всех синагогах читают Десять заповедей.

У чтения Книги Рут в этот день есть важная причина. В Шавуот евреи как бы заново принимают Тору, а в этой книге рассказывается, как Рут-моавитянка добровольно и бескорыстно приняла Тору и заповеди иудаизма. Таким образом, Рут была первой в истории принявшей гиюр. В память об этом Шавуот считают также праздником геров — людей, перешедших в иудаизм и ставших частью еврейского народа.

Кроме того, Книга Рут рассказывает о родословной царя Давида, родившегося и умершего в Шавуот.

Для праздничной ночи в Шавуот существует традиция тикун лейл-Шавуот (исправление личности, или самосовершенствование), состоящая в изучении Торы или Талмуда.

В старину у евреев существовал (а в ортодоксальных кругах существует поныне) обычай начинать учить детей Торе именно в Шавуот. Утром детей вели в синагогу и показывали им табличку, на которой написаны буквы алфавита и несколько стихов. Меламед (учитель) читал, ребенок повторял за ним. Учитель клал на табличку немного меда, а ребенок слизывал мед с букв — чтобы учение всегда было в сладость.

Пекли также медовый торт с буквами, а по окончании урока детям давали его съесть.

Что принято есть в Шавуот?

Прежде всего — молочную и мучную пищу: сыры, творог, сметану, блины, чизкейки. Этот обычай берет начало со дня дарования Торы. Вернувшись в лагерь с горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей, ибо законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были для них еще трудны и непривычны.

Дом и синагогу украшают ветвями деревьев, напоминающими о зелени, росшей вокруг горы Синай в эпоху дарования Торы. В обычаи также входит облачение в этот день в одежду белого цвета.