Спектакль «Моня Цацкес-знаменосец» — победитель театрального фестиваля «Комедiя-фест»

Театр «Шалом» на фестивале в Нижнем Новгороде представил свой знаменитый спектакль

Фото: nn.holme.ru
Спектакль в постановке худрука Олега Липовецкого о том, как оставаться собой в самых невыносимых условиях. О жажде жизни и о ее ценности, кому бы она не принадлежала. Вне зависимости от каких-либо отличий — национальных, религиозных, социальных, физических и ментальных.

Известный еврейский писатель Эфраим Севела рассказал историю молодого литовского еврея, попавшего в Советскую армию. Рядовому Моне Цацкесу, который не умел и не хотел воевать, было суждено стать знаменосцем и пройти всю Великую Отечественную. Четыре года страшной катастрофы описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека, который страстно хотел жить. Война забрала его молодость, надругалась над его народом, искалечила судьбы миллионов людей. Но есть то, что никакая война никогда не сможет отнять: вера, любовь и дружба.

Эфраим Севела — писатель, сценарист и кинорежиссер, известный в постсоветском пространстве и за рубежом. После эмиграции жил и работал в Израиле, потом в США. В 1991 году вернулся на Родину по приглашению Союза кинематографистов. Автор более 60 произведений и киносценариев.

Как отметили не только зрители, но и профессионалы — критики, театроведы, — отличная, филигранная работа. Настоящее зрительское счастье. Жюри фестиваля «Комедiя-фест» отметило театр «Шалом» дипломом с формулировкой «За смех, который делает нас мудрее и сильнее».

Анастасия Дудоладова:

«Самое сильное впечатление оставил «Моня Цацкес — знаменосец». Во-первых, потому, что я давно люблю произведения Эфраима Севелы, за то что они открыли мне мир людей, говоривших на идиш, что показывали абсурд любой идеологической машины, что дарили смех, дающий силы жить. В спектакле московского театра «Шалом» в постановке Олега Липовецкого все это было. Не читали Севелу? Здесь вам его буквально прочитают четыре артиста, ясно и точно, шагая от одной главы к другой, не прикрываясь ничем. Здесь даны четыре стула да театральный свет, который то делает пространство широким и светлым, то сужает до коптилки в землянке, а то вдруг льется сверху, напоминая, что есть и свет божественный. Псалмы Давида, вкрапленные в текст спектакля, придают истории про то, как Моня с фашистами воевал, колоссальный объем. Бог отвечает нам через других людей, нужно лишь услышать этот ответ. Весь этот сложнейший материал разыгрывают очень молодые артисты ярко, гротескно и с любовью к каждому персонажу. В финале лицо артиста (или Мони?) было залито слезами, как и лица всех, кто сидел в зале. А «на долгую память» в голове остался девиз Мони-Соломона: в любой ситуации будь евреем, то есть не будь дураком».

Вера Сердечная:

«Что можно сказать об этом спектакле?

Он работает со смехом, дерзко, раскачивая зрителя и снимая запреты; здесь, кажется, смеются над всем и над всеми. Очень интересно было наблюдать, как настороженный зритель постепенно подключается к этой игре — но через полчаса уже хохочет весь зал, а кто-то из зрительниц подсказывает герою: «Соглашайся!»

Он построен на чистой актерской игре: четыре актера (и 11 ролей), четыре стула — кажется, всё. Но час сорок пролетают незаметно, история держит, сторителлинг работает: история разбита на 13 глав, которые крепко спаяны и не дают ритму провиснуть.

Он постепенно доводит зрителя до хохота, но последние минут 15 зал замирает и всхлипывает.

Он учит нас, как смехом преодолевать и как перерабатывать боль и ужас войны.

Он рассказывает, как вера не дает потерять себя.

И самое главное — он показывает, как побеждает человечность, несмотря на весь ужас последней главы. Комедия в исконном смысле слова — то, что хорошо кончается. Хотя и слова «хорошо кончается» в контексте довольно неуместны.

В общем, вчера по Дому актера прошла настоящая буря эмоций, и завершение конкурсной программы фестиваля было ярким».

Театр «Шалом»

Московский еврейский театр. Художественный руководитель — Липовецкий Олег Михайлович

персоны
Липовецкий Олег Михайлович

Российский театральный актер, режиссер, художественный руководитель московского еврейского театра «Шалом», художественный руководитель международного драматургического конкурса «Ремарка», художественный руководитель театральной компании «НЕ ТО», член жюри национальной премии «Золотая Маска»