Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Стивен Спилберг: «Я учил арифметику по татуировкам из Освенцима»
Еврейский путь Спилберга. От инопланетян и динозавров — к великому кино о Холокосте
О «Списке Шиндлера» мы подробно писали здесь. На пике своего успеха в киноиндустрии Спилберг круто изменил жизнь, посвятив ее сохранению памяти о Холокосте и вдохновив сотни кинематографистов на создание собственных картин о трагедии еврейского народа.
Как создатель зрелищных кинопроектов об инопланетянах, акулах и динозаврах снял пронзительный фильм о ценности человеческой жизни?
Стивен Спилберг родился в 1946 году в США в еврейской семье, эмигрировавшей из Российской империи в начале ХХ века. Почти все родственники Спилберга в Восточной Европе были уничтожены в Катастрофе. Первые цифры он выучил по татуировке одного из бывших узников Освенцима: «Он закатывал рукав и показывал: вот это 4, а это 2, а это 7. Так я учил арифметику».
В детстве Стивен пережил болезненные антисемитские выпады от одноклассников. Позже Спилберг вспоминал:
«Я был застенчивым, неловким, стеснялся своего еврейства. В старших классах получал тумаки. Два раза мне основательно расквасили нос».
Одержимый с юных лет мечтой снимать кино Спилберг достиг успеха сравнительно рано. Ему еще не было 30 лет, когда в 1975 году на большие экраны вышел его первый блокбастер — хоррор-триллер «Челюсти» о нападении акулы. Вопреки скромным ожиданиям, «Челюсти» стали мировым хитом, получили три премии «Оскар» и собрали около полумиллиарда долларов в прокате!
В 1977 году Спилберг снял свой первый фильм об инопланетных существах — «Близкие контакты третьей степени», а пятью годами позже вернулся к этой теме в «Инопланетянине». Трогательная история пришельца Ити завоевала четыре премии «Оскар» и миллионы зрительских сердец. В течение 15 лет «Инопланетянин» Спилберга возглавлял список самых кассовых фильмов в истории голливудского кинопроката. Фигурка Ити вошла в экспозицию израильского Музея еврейского народа — АНУ — как символ терпимости и эмпатии ко всем живым существам во Вселенной.
В 1981 году Стивен Спилберг снял первую часть киносаги об Индиане Джонсе — «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». В центре сюжета фильма оказался один из ключевых еврейских артефактов — Ковчег Завета, символ союза Всевышнего с народом Израиля. На главную роль Спилберг выбрал галахического еврея Харрисона Форда, а в качестве его антагонистов выбрал нацистов.
В жизнь Спилберга постепенно начали входить еврейские ценности и гордость за свой народ. В начале 1980-х он впервые увидел сценарий будущего «Списка Шиндлера», но не нашел в себе силы взяться за такой сложный проект. Лишь в 1991 году режиссер вернулся к истории спасителя 1200 польских евреев Оскара Шиндлера. По условию, которое поставили перед Стивеном голливудские боссы, он должен был сперва снять коммерчески выгодную научную фантастику о динозаврах — «Парк юрского периода». И только затем ему дадут снять «Шиндлера».
Так и случилось: оба фильма вышли в 1993 году, и каждый имел грандиозный успех. «Парк юрского периода» создал целую вселенную киноисторий об оживших динозаврах. И он разделил жизнь Спилберга на до и после: именно «Список Шиндлера» впустил в его сердце боль и трагедию еврейского народа. «Список Шиндлера» стал лауреатом всех возможных кинонаград — от «Оскара» до «Золотого льва» — и вошел в число самых выдающихся картин всех времен и народов.
«Список Шиндлера» считается самым талантливым высказыванием на тему ценности человеческой жизни в ХХ веке. Фильм переосмысляет для современного зрителя знаменитую талмудическую цитату «Кто спасает одну жизнь — спасает целый мир» и напоминает о любви и гуманизме. Во время съемок фильма Спилберг много общался с выжившими в нацистских лагерях смерти и посещал места массовых казней евреев. Собранные интервью очевидцев легли в основу картины и привели к созданию Спилбергом Фонда Шоа, чей архив насчитывает сегодня уже более 53 000 видеосвидетельств людей из 61 страны, переживших Холокост и другие формы геноцида.
Впоследствии Стивен Спилберг несколько раз возвращался к еврейской теме — в драме «Мюнхен» о гибели израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде и в полубиографической истории «Фабельманы». В 2023 году 76-летний режиссер торжественно вышел на сцену Берлинского кинофестиваля и получил почетную награду — «Золотого медведя» за пожизненные достижения и вклад в киноискусство. Но, по признанию самого Спилберга, ничто не сравнимо с тем чувством «гордости и удовлетворения и чувства реального, значимого достижения», которое он ощутил на премьере «Списка Шиндлера», возможно, лучшей своей картины.