Стивен Спилберг: «Я учил арифметику по татуировкам из Освенцима»

Еврейский путь Спилберга. От инопланетян и динозавров — к великому кино о Холокосте

Стивен Спилберг. Фото: Shutterstock
Историческая драма «Список Шиндлера» была неоднократно признана лучшим фильмом о Холокосте за всю историю кино и самым значительным — в карьере режиссера и продюсера Стивена Спилберга.

О «Списке Шиндлера» мы подробно писали здесь. На пике своего успеха в киноиндустрии Спилберг круто изменил жизнь, посвятив ее сохранению памяти о Холокосте и вдохновив сотни кинематографистов на создание собственных картин о трагедии еврейского народа.

Как создатель зрелищных кинопроектов об инопланетянах, акулах и динозаврах снял пронзительный фильм о ценности человеческой жизни? 

Стивен Спилберг родился в 1946 году в США в еврейской семье, эмигрировавшей из Российской империи в начале ХХ века. Почти все родственники Спилберга в Восточной Европе были уничтожены в Катастрофе. Первые цифры он выучил по татуировке одного из бывших узников Освенцима: «Он закатывал рукав и показывал: вот это 4, а это 2, а это 7. Так я учил арифметику».

В детстве Стивен пережил болезненные антисемитские выпады от одноклассников. Позже Спилберг вспоминал:

«Я был застенчивым, неловким, стеснялся своего еврейства. В старших классах получал тумаки. Два раза мне основательно расквасили нос».

Одержимый с юных лет мечтой снимать кино Спилберг достиг успеха сравнительно рано. Ему еще не было 30 лет, когда в 1975 году на большие экраны вышел его первый блокбастер — хоррор-триллер «Челюсти» о нападении акулы. Вопреки скромным ожиданиям, «Челюсти» стали мировым хитом, получили три премии «Оскар» и собрали около полумиллиарда долларов в прокате!

В 1977 году Спилберг снял свой первый фильм об инопланетных существах — «Близкие контакты третьей степени», а пятью годами позже вернулся к этой теме в «Инопланетянине». Трогательная история пришельца Ити завоевала четыре премии «Оскар» и миллионы зрительских сердец. В течение 15 лет «Инопланетянин» Спилберга возглавлял список самых кассовых фильмов в истории голливудского кинопроката. Фигурка Ити вошла в экспозицию израильского Музея еврейского народа — АНУ — как символ терпимости и эмпатии ко всем живым существам во Вселенной. 

В 1981 году Стивен Спилберг снял первую часть киносаги об Индиане Джонсе — «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». В центре сюжета фильма оказался один из ключевых еврейских артефактов — Ковчег Завета, символ союза Всевышнего с народом Израиля. На главную роль Спилберг выбрал галахического еврея Харрисона Форда, а в качестве его антагонистов выбрал нацистов. 

В жизнь Спилберга постепенно начали входить еврейские ценности и гордость за свой народ. В начале 1980-х он впервые увидел сценарий будущего «Списка Шиндлера», но не нашел в себе силы взяться за такой сложный проект. Лишь в 1991 году режиссер вернулся к истории спасителя 1200 польских евреев Оскара Шиндлера. По условию, которое поставили перед Стивеном голливудские боссы, он должен был сперва снять коммерчески выгодную научную фантастику о динозаврах — «Парк юрского периода». И только затем ему дадут снять «Шиндлера». 

Так и случилось: оба фильма вышли в 1993 году, и каждый имел грандиозный успех. «Парк юрского периода» создал целую вселенную киноисторий об оживших динозаврах. И он разделил жизнь Спилберга на до и после: именно «Список Шиндлера» впустил в его сердце боль и трагедию еврейского народа. «Список Шиндлера» стал лауреатом всех возможных кинонаград — от «Оскара» до «Золотого льва» — и вошел в число самых выдающихся картин всех времен и народов. 

«Список Шиндлера» считается самым талантливым высказыванием на тему ценности человеческой жизни в ХХ веке. Фильм переосмысляет для современного зрителя знаменитую талмудическую цитату «Кто спасает одну жизнь — спасает целый мир» и напоминает о любви и гуманизме. Во время съемок фильма Спилберг много общался с выжившими в нацистских лагерях смерти и посещал места массовых казней евреев. Собранные интервью очевидцев легли в основу картины и привели к созданию Спилбергом Фонда Шоа, чей архив насчитывает сегодня уже более 53 000 видеосвидетельств людей из 61 страны, переживших Холокост и другие формы геноцида.

Впоследствии Стивен Спилберг несколько раз возвращался к еврейской теме — в драме «Мюнхен» о гибели израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде и в полубиографической истории «Фабельманы». В 2023 году 76-летний режиссер торжественно вышел на сцену Берлинского кинофестиваля и получил почетную награду — «Золотого медведя» за пожизненные достижения и вклад в киноискусство. Но, по признанию самого Спилберга, ничто не сравнимо с тем чувством «гордости и удовлетворения и чувства реального, значимого достижения», которое он ощутил на премьере «Списка Шиндлера», возможно, лучшей своей картины.

Список Шиндлера

США, 1993 г. История немецкого промышленника, спасшего тысячи жизней во время Холокоста. Драма Стивена Спилберга.

Фабельманы

США, 2022 г. Фильм основан на воспоминаниях Стивена Спилберга о детстве, проведенном в Аризоне.

персоны
Стивен Аллан Спилберг

Американский кинорежиссер, продюсер и сценарист. Одна из ключевых фигур эры Нового Голливуда, пионер современного блокбастера и один из самых коммерчески успешных режиссеров в истории мирового кинематографа. Лауреат многих премий, в частности, трех «Оскаров», награды имени Ирвинга Тальберга, Центра Кеннеди, Сесиля Б. Де Милля