Такой разный иудаизм

Иудаизм – древнейшая из существующих на сегодняшний день монотеистических религий, традиционная вера еврейского народа.

Но далеко не все знают, что иудаизм бывает очень разным, а его представители могут быть совсем не похожи друг на друга. Об этом – в нашем новом материале.

Как и в любой другой религии, здесь существуют различные направления, которые также называют течениями или деноминациями. Отличаются они прежде всего разными философскими подходами к еврейской традиции, а также степенью соблюдения и интерпретацией Галахи – традиционного еврейского закона.

Почему же иудаизм подразделяется на целый ряд течений? Для этого есть много причин, три основные:

1) Это очень древняя религия, зародившаяся во 2-м тысячелетии до н.э. Неудивительно, что за почти четыре тысячи лет существования (зачастую, сопряженного с весьма трагическими событиями) она менялась по форме, в своих внешних обрядовых проявлениях.

2) Галут (“изгнание”) – с точки зрения иудаизма, уже почти две тысячи лет, с момента разрушения Второго Храма, евреи находятся в изгнании. Столетия соседства с представителями других религий оказывали значительное влияние на устройство и традиции еврейских общин.

3) Иудаизм – не религия ортодоксии (“правильной веры”), а религия ортопраксии (“правильного действия”), чем он, кстати говоря, отличается от христианства, но одновременно схож с исламом. Сама природа еврейской религии позволяет зарождаться и развиваться многочисленным толкованиям обрядов и традиций.

Итак, на сегодняшний день принято выделять три основных течения в иудаизме:

– Ортодоксальный иудаизм;

– Реформистский (или прогрессивный) иудаизм;

– Консервативный иудаизм.

Однако если бы вы сказали об этой классификации любому европейскому еврею XVIII века, он бы, вероятно, покрутил пальцем у виска. Ведь вплоть до XIX века подобного разделения не существовало: не было ни консерваторов, ни реформистов.

Ортодоксальный иудаизм сам по себе уже представляет целый спектр разных направлений и толкований, которые различаются между собой по многим параметрам. Говоря об ашкеназских евреях, принято в первую очередь выделять две ключевые группы – литваки (или “митнагдим”) и хасиды. Литваки как отдельная группа ашкеназских иудеев зародилась в XIII-XIV веках, а хасидское движение возникло в Речи Посполитой и распространилось по соседним территориям в XVIII веке. Хасиды, в отличие от литваков, делали больший акцент на эмоциональном постижении Б-га. На сегодняшний день большинство еврейских общин в странах СНГ ортодоксальные.

Ортодоксальные иудеи очень строго следуют букве еврейского закона. К примеру, в Шаббат строго запрещено зажигать свет. Из этого правила в ортодоксальной иудейской традиции в Новейшее время возник запрет на использование любых электрических приборов.

Выбор гардероба определяется правилами “цниюта” – “скромности”. К примеру, по ним ортодоксальные иудейки после замужества обязаны покрывать голову, но делают это в разных общинах по-разному некоторые иудейки носят платки, некоторые – парики, а некоторые – парики, на которые сверху надеваются дополнительные головные уборы.

Реформистский, или прогрессивный иудаизм возник в начале XIX века в Германии на основе идей Аскалы – еврейского Просвещения – и изменения системы заповедей. Движение подчеркивает первенство еврейской этической традиции над обязательствами еврейского закона, стремится адаптировать еврейскую традицию к современным реалиям.

К примеру, реформисты допускают использование электрических приборов в Шаббат, что категорически недопустимо для ортодоксов, и гораздо более либерально смотрят на смешанные браки. Также литургии реформистов могут проводиться на местных языках. Наибольшее распространение реформизм получил на территории США во второй половине XX века.

Консервативный иудаизм также зародился в XIX веке в Германии во время частичной ассимиляции евреев с европейским населением и изначально был ответвлением реформистского иудаизма. Он стал достаточно массовым движением в США во время волн эмиграции евреев из Восточной Европы в XIX веке: многие мигранты на тот момент не принимали радикальных реформ прогрессивного иудаизма, но в то же время они не были так же строги в соблюдении всех догм иудаизма, как ортодоксы. В итоге консерваторы заняли некую промежуточную позицию между ортодоксальным и прогрессивным иудаизмом.

Консерваторы, как и реформисты, не отвергают новшеств современного мира. К соблюдению ключевых религиозных установлений они относятся гораздо более свободно, чем ортодоксы, однако в богослужении они более строго следуют традиции, чем реформисты – мужчины надевают головные уборы, а службы проводятся на иврите. Консервативный иудаизм доминировал в США до середины XX века.

Разумеется, этими тремя течениями иудаизм не ограничивается. Существуют также караимы, не признающие Талмуд и Устный Закон, фалаши (эфиопские евреи), субботники (см. публикацию “Самые русские евреи”) и другие интересные направления. О них мы расскажем в наших следующих публикациях. А пока что мы предлагаем вам ознакомиться с материалом “11 вопросов про иудаизм” на платформе Arzamas. Прочитав его, вы узнаете, сколько заповедей положено соблюдать иудею, почему иудеи не едят свинину и многое другое.