Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Тихое искусство Штеренберга
Сегодня в Красноярском музейном центре «Площадь Мира» открывается выставка Давида Штеренберга
Представитель первого ряда авангардного искусства двадцатых годов Давид Петрович Штеренберг родился 26 июля 1881 года в семье простого служащего в Житомире. В 1905 году, еще подростком, он принимал активное участие в самообороне Житомира во время трехдневных погромов, после чего был вынужден покинуть Российскую империю. С 1906 года переехал в Париж, где прожил следующие 11 лет. Там и сформировался как художник.
В 1912 году жил и работал в знаменитом «Улье» — международной коммуне художников-новаторов, где общался с Модильяни, Сутиным, Шагалом, Кислингом. Знал Пикассо и Брака. Выставлялся вместе с Матиссом, Утрилло, Озанфаном на Весеннем и Осеннем салонах, в Салоне независимых.
Именно в Париже в 1914-м состоялось его знакомство с Луначарским, который после большевистского переворота 1917-го занял пост наркома просвещения. Тогда же он предлагает Штеренбергу, как «решительному модернисту и честнейшему человеку», новое назначение. Художник становится правительственным комиссаром по делам искусств.
В 1925–1932 годах Штеренберг — основатель и руководитель Общества станковистов (ОСТ). Преподавал во ВХУТЕМАСе — среди его учеников такие известные российские живописцы, как Дейнека, Пименов, Лабас, Вильямс, Гончаров и другие.
В 1928–1931 годах Штеренберг занимался оформлением книг, иллюстрировал издания Гюго, Мериме, Киплинга, Маяковского, Мариенгофа, Бабеля, Эренбурга. Делал детские книжки собственного сочинения: «Мои игрушки», «Посуда», «Узоры», «Цветы», «Чай».
Опережая развитие новых стилей, художник разработал собственную теорию минимализма в натюрморте, в которой гармонично сочетались элементы примитивизма и кубизма. Размышляя о его творческой уникальности, известный критик Яков Тугендхольд писал: «Помимо […] чисто вкусового сладострастия цвета Штеренбергу свойственен и чисто рационалистический, своего рода объективный подход к вещи. С помощью своей разной фактуры он хочет внушить нам ощущение материальности и структуры изображенных им вещей — дерева, мрамора, скатертей, фруктов, мяса. Равным образом для того, чтобы показать «объективную» форму предметов, он ломает иллюзорную перспективу и показывает их как бы с двух точек зрения. В этом стремлении к объективности парижанин Штеренберг, наш изощренный современник, соприкасается с наивным «примитивом» далекого прошлого».
Художник нередко прибегал к рельефу — порой изображения сильно выступают из поверхности холста, возбуждая материально-конкретные осязательные ощущения. Эффект усиливается тем, что предметы у автора почти всегда «одинокие» — не соприкасаются друг с другом.
Блистательный искусствовед Абрам Эфрос сделал художнику такой амбивалентный комплимент: «Штеренберговский натюрморт в самом деле — незаконное дитя супрематизма. Это супрематизм, прорвавшийся в предметность. Человек есть обезьяний урод: так вещи Штеренберга — уроды абстрактивизма. Им бы ничего не изображать — просто занимать пространство своими протяжениями, границами и окрасками; а они тянутся в строй людского быта и жизненных отношений. Бывший отвлеченец становится вещником».
Тем временем, 23 апреля 1932 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшее все существовавшие до сих пор художественные группы. Был создан единый Союз советских художников, работающий в русле «социалистического реализма». В итоге «лучшие наши художники стали жертвой бескультурья, зависти и политического бандитизма» (М.Лазарев).
Обвиняемый в формализме Штеренберг вынужден перейти к более «реалистичной» манере живописи. Однако верный своим убеждениям, он, так и не приняв до конца государственного подавления свободы творчества, в 1930−40-е стал одним из представителей так называемого «тихого искусства», ускользающего от официального громогласия…
Размещенная в эпицентре «Музея революции» камерная выставка небольших работ «комиссара художественного авангарда» представляет драму одиночества человека и вещи в открытом космосе социальных потрясений.
Выставку можно будет увидеть с 7 сентября по 22 октября в Музейном центре «Площадь Мира» по адресу5 пл. Мира, 1