Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Уилльям Фридкин: еврейский гений «Нового Голливуда»
От «Изгоняющего дьявола» до «Симпсонов»
Фридкина считают мастером криминального триллера и провокации в кино, но режиссер был хорош практически во всех существующих жанрах.
Этот еврейский гений создал эталонный фильм ужасов, культовый триллер, полицейский неонуар, громкую судебную драму, блестящую черную комедию и даже озвучивал персонажа знаменитого мультсериала.
«Французский связной» (The French Connection, США, 1971)
В 1970-х на волне авторского кино «Нового Голливуда» Фридкин снял историю нью-йоркских детективов полицейского управления, расследующих деятельность наркоторговцев во Франции, с Джином Хэкменом в главной роли. «Французский связной» выиграл 5 премий «Оскар», включая награду за лучший фильм года. Главный детективный триллер в карьере Фридкина вошел в топ-100 лучших картин столетия.
«Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, США, 1973)
«Изгоняющий дьявола» Фридкина, снятый по американскому бестселлеру 1970-х «Экзорцист», стал эталоном фильма ужасов для будущих поколений кинематографистов. Картина потеснила в прокате первого «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы, завоевала 2 премии «Оскар» и 4 «Золотых глобуса» и дала новую жизнь жанру хоррора в кино.
«12 разгневанных мужчин» (12 Angry Men, США, 1997)
В конце 1990-х Фридкин снял ремейк судебной драмы Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», собрав множество телевизионных номинаций и наград. Драма о суде над испаноязычным подростком, обвиненном в убийстве отца, вновь напомнила зрителям о гуманизме, справедливости и терпимости. Спустя 10 лет после выхода ленты Фридкина, кинорежиссер Никита Михалков снял российскую версию этого культового сюжета — «12».
«Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (To Live and Die in L.A., США, 1985)
В 1980-х Фридкин приступил к съемкам неонуара «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», основанного на романе бывшего агента секретной службы США. Главный герой фильма ловит фальшивомонетчика, который когда-то убил его напарника. Успех «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» повлиял на возрождение жанра полицейского боевика, трансформировавшегося впоследствии в полицейскую комедию.
«Киллер Джо» (Killer Joe, США, 2011)
Криминальная драма с элементами черной комедии «Киллер Джо» не только «реанимировала» самого Фридкина в новом веке, но и дала толчок карьере актера Мэттью МакКонахи, застрявшего в романтическом образе. Картина о кровожадном убийце и циничных нравах американской провинции заслужила приз Венецианского кинофестиваля и продемонстрировала нисколько не исчерпавший себя талант стареющего режиссера.
Уилльям фанатично любил кинематограф, экспериментируя с ним всю свою жизнь. В 2017 году режиссер с юмором отреагировал на пародию «Симпсонов» на «Изгоняющего дьявола» и даже озвучил одного из персонажей в другом эпизоде мультсериала. Последним его фильмом стала военная драма «Военный трибунал по делу о мятеже на «Кейне», премьера которой состоится в сентябре на Венецианском кинофестивале.
Покойся с миром, еврейский гений и классик!