В Cube.Moscow прошел завтрак для Женской лиги Российского еврейского конгресса

Для гостей провели экскурсию по выставке и лекцию о современном искусстве

Закрытое мероприятие с обзорной экскурсией и лекцией прошло 6 февраля в арт-пространстве современного искусства Cube.Moscow. В нем приняли участие члены Женской лиги РЕК — женщины-меценаты, которые поддерживают благотворительные культурные, образовательные и социальные программы, направленные на развитие еврейской общины России.

Арт-площадка Cube.Moscow располагается в отеле The Carlton на Тверской, прямо в историческом центре Москвы. Если зайти через центральный вход, можно попасть в лобби с интерьером в стиле XIX века, мраморными лестницами, барочным потолком и колоннами с золочеными капителями. При этом, спустившись на -2 этаж в выставочное пространство, посетитель попадает в зону, которая максимально контрастирует с интерьерами отеля. Минималистичные белые стены и пол, залы с открытыми галереями, а внутри — средоточие современного искусства во всех его проявлениях.

В коммерческом зале Cube 14 галерей, каждая из которых регулярно выставляет работы современных художников. Любую из понравившихся работ можно приобрести. Среди них не только классические живописные полотна, но и скульптуры, инсталляции, интерактивные объекты, которые можно потрогать и рассмотреть поближе.

Так, центральный объект коллективной выставки «Корпус» от Московской школы современного искусства (MSCA) — мягкое объемное полиэтиленовое полотно,  испещренное саморезами. К нему можно прикоснуться, чтобы прочувствовать различные аспекты художественного процесса «от построения внешней защиты до проявления максимально уязвимых аспектов личности художника», как гласит описание.

Экспозиция персональной выставки «Эскапизм» художника саша святоi от 159F Gallerie представляет идеи автора через насыщенную гипертрофированную картинку. Работы, близкие к стилю примитивизм, выполнены в кислотных оттенках, а в центре зала стоит настоящая мини-песочница. Ярко-розовый песок можно потрогать — это еще один элемент взаимодействия со зрителем, чтобы разбудить не только его зрительное восприятие, но и тактильное.

Ценителям более «понятной» академической живописи здесь тоже есть на что посмотреть. Например, на выставке Татьяны Ян «Обретенный сад» от галереи КультПроект представлены работы на холстах, на которых изображены растения и фрукты. На первый взгляд может показаться, что ценность картин скорее эстетическая, нежели концептуальная. Однако художница заложила свой смысл в тематику проекта. Для нее сад и его плоды символизируют «размышление о времени, цикличности, бренности и поиске гармонии, ведущей человека по жизни».

Экспозиции разных галерей не объединены общей тематикой, но каждая из них нацелена на максимальное вовлечение зрителя и  его взаимодействие с искусством.

Именно это — одно из основных отличий современного искусства от классической живописи предыдущих веков, пояснила Александра Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения. После экскурсии по экспозиции от Cube.Moscow она провела лекцию «Современное искусство: на холсте и за его пределами» для гостей из Женской лиги РЕК.

По ее словам, один из приемов в попытке вовлечь зрителя в контакт с произведением — выход за пределы холста. Помимо этого, современные художники, в отличие от предшественников, не просто изображают натуру, а пытаются разобрать ее на составляющие, пересобрать, чтобы показать не только внешнее, но и внутреннее устройство. В этой задаче также может помочь нестандартная форма подачи материала: например, коллаж, ассамбляж, объемные фигуры, работа с фактурой. Попытка обнажить визуальные структуры, которые в классической живописи остаются скрыты, акцент на чувстве формы и тактильности — другие ключевые отличия современного искусства.

Так, архитектор и художник еврейского происхождения Эль Лисицкий, работавший в 1920–1930-х годах, придумывал модели для искусства будущего на грани между изображением конкретного объекта и абстракцией.

В середине ХХ века художники застали период перехода в новый мир технического прогресса. Казалось, что цель искусства того времени – создавать новую среду для жизни, в которой человек сам начнет меняться, станет более разумным. Художники 60-х уже хотели не просто радовать зрителя, а заставлять думать.

Американский художник еврейского происхождения, Сол Левитт, в своем творчестве перебирал всевозможные формы, создавал серийные объекты-скульптуры, чтобы размышлять не о поверхности, а о том, что внутри объекта, его сути.

Другая линия, которая привела нас в нынешнюю точку современного искусства: размышления о советских буднях, воплощенные в живописи в мрачных и сложных оттенках. Художник Михаил Рогинский изображал жизнь людей в СССР в серых тонах, не приукрашивая. Той же концепции следовал и Оскар Рабин: его визуальный язык можно назвать мрачным и тревожным, подачу – нервной, а сквозь многие его работы проходит тема экзистенциальной тоски как удела всего человечества.

После Второй мировой войны в мире искусства случился взлет популярности экспрессионизма. Художники по всему миру, в частности немецкие — такие как Ансель Кифер, в своих работах изображали трагизм Холокоста, ужас уничтожения одних людей другими.

Экспрессия сегодняшнего искусства владеет уже не только статичными художественно-изобразительными приемами.

Современные работы могут быть далекими от привычного представления о визуальном искусстве. Так, художник Риркрит Тиравания вместо показа своих работ зрителям приглашает их в галереи без экспонатов. Его искусство не в том, чтобы что-то показать зрителю, а в том, чтобы взаимодействовать, общаться, фиксировать то, что происходит между ними здесь и сейчас. Особенно популярными стали его перформансы, во время которых он в пустом пространстве устанавливал самодельную кухню и готовил там тайский суп карри, а затем угощал им посетителей и в процессе приема пищи общался с ними.

Лекция Александры Першеевой завершилась обсуждением перспектив современного искусства в России и за ее пределами с членами Женской лиги РЕК. Вместе с Cube.Moscow они планируют провести целый ряд тематических встреч, посвященных искусству и творчеству.

Женская лига благотворительного фонда «Российский еврейский конгресс»

Группа женщин-благотворителей, которые поддерживают благотворительные программы, направленные на развитие еврейской общины России