Все придумали евреи. Тележка для покупок

Визионер от маркетинга

«Самое прекрасное в еде — это то, что она нужна всем и ее используют лишь один раз».

Сильван Голдман стоял у истоков становления современных супермаркетов, еще подростком он начал работать в семейном магазине, и розничная торговля стала поистине его стихией. В 1920-х он одним из первых понял, что будущее за магазинами самообслуживания, в которых представлены товары самых разных категорий. В годы Великой депрессии в Америке он начал внедрять приемы, которые сегодня стали азами маркетинга, — скидки, специальные предложения и т.п. Вершиной предпринимательской мысли героя сегодняшней рубрики «Все придумали евреи» стало изобретения продуктовой тележки — Голдман понял, что покупатели идут к кассе не потому, что купили все, что хотели, а потому, что корзина с покупками стала слишком тяжелой. Результатом этого озарения стало создание в тандеме с механиком Фредом Янгом тележки для покупок в 1936 году. Интересно, что само появление тележек в супермаркетах Голдмана вызвало у покупателей скепсис, но гениальный маркетолог не растерялся — он нанял актеров разных полов и возрастов, чтобы те ходили по его магазинам с тележками, подавая пример настоящим покупателям. Так тележки Голдмана навсегда изменили культуру шопинга.

Сильван Голдман родился 15 ноября 1898 года в штате Оклахома в семье еврейских эмигрантов из Европы. Мальчик закончил 8 классов и до совершеннолетия помогал семье в магазине, затем он ушел добровольцем на фронт Первой мировой, а по возвращении вместе со старшим братом открыл свой первый магазин фруктов и других товаров в Техасе. Бизнес возглавил именно Сильван, хоть он и был младше, благодаря его деловому чутью братья всегда вовремя выходили из дела, если обстоятельства менялись. В результате к 1936 году они владели уже четвертой сетью супермаркетов под названием «Шалтай-Болтай». Именно там появились первые тележки, вскоре принесшие многомиллиардное состояние своему изобретателю. Его позиции не пошатнулись, даже когда в 1946-м конкуренты выпустили на рынок модифицированную версию тележки Голдмана со складной задней стенкой — предприниматель ухитрился выкупить лицензию на их производство и сохранить лидерство на рынке.

Сильван Голдман умер в 1984 году в возрасте 86 лет. Под конец жизни он много занимался благотворительностью, и его наследием стали не только тележки для супермаркетов, но и получивший его имя Институт гематологии в Оклахоме, которому предприниматель пожертвовал полтора миллиарда долларов.