Все придумали евреи. Теория постиндустриального общества

Дэниел Белл — один из крупнейших социологов ХХ века

Дэниел Белл стремился объяснить современный ему мир, а не загнать его в рамки стройной теории.

Герой сегодняшней рубрики «Все придумали евреи» не боялся спорить с Гегелем и Марксом, Дюркгеймом и Вебером, Фрейдом и Ницше, в какой-то степени продолжая заложенную ими традицию попытки всеобъемлющей систематизации общества. Он сформулировал теорию постиндустриального общества, в котором экономика материальных благ постепенно вытесняется экономикой услуг, и был одним из создателей концепции конца идеологий. Белл считал, что современный человек смог позволить себе отказаться от жестких идеологических систем и придерживаться базовых ценностей, таких как свободы личности и рыночная экономика. Этому посвящен один из его основных трудов «Конец идеологии», среди других канонических работ ученого — «Грядущее постиндустриальное общество» и «Культурные противоречия капитализма».

«Взаимосвязь между социально-экономической структурой цивилизации и ее культурой, пожалуй, является самой сложной из всех проблем для социолога».

Дэниел Белл родился 10 мая 1919 года в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Жили в бедности, положение семьи ухудшилось еще сильнее, когда умер отец Дэниела, мальчику было всего 8 месяцев. И все же Белл окончил Городской колледж Нью-Йорка, а затем защитил докторскую по социологии в Колумбийском университете. Предсказуемо Белл изначально тяготел к классической социалистической доктрине, однако со временем она стала вызывать у него все больше вопросов. Сам социолог считал, что его можно назвать постмарксистом. Белл занимался журналистикой, социологическими исследованиями, преподавал в Чикагском и Колумбийском университетах, а затем в Гарварде, участвовал в научной и политической жизни США.

Дэниел Белл умер в 2011 году в возрасте 91 года. На протяжении всей жизни ученый перерабатывал и дорабатывал свои концепции в стремлении отразить всю сложность постиндустриального общества с его потребительским гедонизмом и  развитием экономики знания, переходом к неоконсервативным ценностям и культуре постмодернизма.