Выкресты в Российской империи

Кто такие выкресты и кантонисты?

Экскурс в историю. Выкрест — (‏משומד‎, мешума́д, погубленный, отступник) перешедший в христианство из другой религии, чаще употребляется по отношению к евреям.

Попытки обращения иудеев в православную веру предпринимались христианами во времена Крестовых походов. Начиная с Византии IX века и Никейской империи XIII века, такое своеобразное толкование Книги псалмов позволяло насильственное обращение под видом «возвращения блудных сынов и наставления их на путь истинный». Эта православная миссия приносила свои плоды — многие из иудеев, обратившись к Христу, или прославляли новую веру и становились полноценными гражданами, либо служили проводниками, с помощью которых осуществлялся культурный обмен.

В России подобная миссионерская деятельность тоже велась, однако ее расцвет пришелся на Николаевскую эпоху в XIX веке во времена мальчиков-кантонистов.

Усилия по христианизации иудеев во многом зависели от личной инициативы как государственных институтов, так и отдельных людей. В одних случаях это был личный выбор иудея, за которым следовало возможное продвижение по службе или преодоление черты оседлости (до 1860 года не закрепленная законодательно), в других это осуществлялось с помощью насильственного крещения во имя выгод и выслуги перед начальством.

К сожалению, как и все неофиты, выкресты оказывались в сложной ситуации, когда смена привычного уклада жизни влекла за собой разрыв с семьей и общиной. Также практически полностью отсутствовала государственная помощь в ассимиляции. Все это усугублялось отчуждением от православного общества, и люди легко становились жертвами предубеждений, нетолерантности и гонений.

Христианизация и русификация оказали влияние на многие поколения иудеев в Российской империи. Полной ассимиляции в таких случаях могли достигнуть только дети или внуки выкрестов.

Становление еврейского вопроса в эпоху Просвещения

При императоре Петре I въезд в Российскую империю лицам иудейского вероисповедания был запрещен, однако он придерживался политики мирного консерватизма. Он говорил:

«Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают».

Стоит отметить, что Петр I, в общем-то, высказывался и диаметрально противоположным образом:

«Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью».

Русский царь известен своей беспристрастностью по отношению к окружающим его людям, ведь «награждал не породу, а заслуги, в ком бы оныя не приметил».

После присоединения Украины и Прибалтики, которые стали частью Российской империи, Петр не начал выселение иудеев, проживавших на этих территориях. В то же время царь приближал к себе выкрестов из евреев, которые могли сделать карьеру при дворе и активно участвовать в государственных делах. Так, в его свиту входили крещеные евреи: Петр Шафиров (его дед — крестившийся смоленский еврей), братья Веселовские (их отец — крестившийся еврей, выходец из Польши), Антон Девиер (крестился в Голландии) и многие другие.

Экономическая роль евреев в Украине была ограничена тремя профессиями: купец, ремесленник и шинкарь. Купцы-евреи ввозили восточные товары, экзотические ткани и мед. Указ 1708 года предписал еврейским купцам въезжать только в Киев и там продавать товары оптом, однако он неоднократно нарушался, и торговля иностранных купцов осуществлялась в крупнейших городах — Смоленске, Москве и Санкт-Петербурге.

Политику Петра I старались продолжить Екатерина I, подписав указ «О высылке Жидов из России и наблюдении, дабы они не вывозили с собою золотых и серебряных Российских денег»; Анна Иоанновна, занимавшаяся приближением к себе немцев и богатых выкрестов, и, конечно же, Елизавета Петровна, обладавшая не только страстью к нарядам и торжествам, но и ненавистью к евреям.

Некоторые историки связывают это с тем, что она воспитывалась в семье Александра Меншикова, другие — с громким делом «О совращении офицера в иудейскую веру», третьи — «с предубеждением о потомках Иуды».

Ее указ от 2 декабря 1742 года «…об изгнании евреев из России и недопущении их обратно» не просто запрещал проживание иудеев на территории Российской империи, но впервые законодательно закрепил требование принятия православия в обмен на право жительства в пределах страны.

Историк Виктория Герасимова говорит, что число доподлинно известных и задокументированных переходов иудеев в христианство во время правления императрицы достигло 300. Это сравнительно небольшие цифры для всей Российской империи, но такие люди стали одними из первых, официально получивших новые имена и записи в метриках, которые пытались адаптироваться в ортодоксально православном мире.

Российская империя и Речь Посполитая

Католическая церковь и иудаизм

Во время раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли обширные территории с тысячами евреев, проживавших на территории Польши и Литвы. Под властью Екатерины II оказалась самая большая еврейская община в мире.

Помимо права на проживание в Речи Посполитой евреи получали от польских властей право исповедовать свою религию. После волны массовых насильственных крещений под предводительством Богдана Хмельницкого всем крещеным евреям разрешили вернуться в иудаизм.

Однако уже в середине XVIII века католическая церковь изменила свою позицию, и духовенство начало активную миссионерскую деятельность, стремясь убедить евреев в превосходстве католицизма. Поэтому в период раннего Нового времени численность евреев, покинувших иудаизм и примкнувших к одной из христианских конфессий, увеличилась.

Выкресты могли стать крестьянами, перейти в мещанство или даже шляхетство (историческое название польского дворянства, употреблявшиеся в России в первой половине XVIII века. — Прим. ред.). На практике, конечно, возможность стать польским дворянином неоднократно оспаривалась польской элитой.

Статус неофита, несмотря на открывшиеся пути в новые сословия, был ограничен: религиозная власть старалась не допускать браки между католиками и выкрестами, им нельзя было занимать духовные должности, они находились в прямой конфронтации со своими общинами, бывшими единоверцами.

В польской католической практике маркером статуса новокрещенного была фамилия. Выкрестам давали не только имена, но и фамилии, которые часто указывали на происхождение: Крижановские, Добровольские, Доброхотские. Часто фамилии были связаны с местом рождения: Станиславские, Островские.

Российское подданство

С присоединением новых территорий евреи стали торговыми посредниками между российскими купцами и западными производителями. Купцы нашли комиссионеров, комиссионеры нашли партнеров, а партнеры — новые рынки. Это вызвало резко негативную реакцию у тех, кто занимался производством. Из Европы ввозились товары в больших объемах и лучшего качества, они были более дешевыми и поставлялись в короткие сроки. Конкурировать в таких условиях было невозможно.

В 1790 году  группа купцов обратилась с ходатайством о запрещении евреям не только торговать, но и проживать в Москве: «… так как они наносят торговле весьма чувствительный вред и помешательство». При этом они отмечали, что руководствуются исключительно торговыми интересами, ведь евреи действовали отличными от русских методами.

Евреи соглашались на 10%-ную прибыль, которая благодаря масштабным торговым операциям становилась очень существенной, в то время как русские производители хотели получить 100%-ную прибыль за продажу своего товара.

Здесь нужно отметить и то, что среди въезжающих в Россию евреев были подданные Турции, Валахии, Пруссии, Курляндии и Голландии. В отличие от выходцев из Речи Посполитой, они обладали высоким социальным статусом.

Черта оседлости

23 декабря 1791 года Екатерина II издала указ, в котором законодательно закрепила черту оседлости — границу территории, отделяющую 15 российских западных губерний от остальной территории страны. За ее пределами запрещалось постоянное проживание евреев, за исключением нескольких категорий лиц. Список этих людей постоянно менялся, но их всегда было не очень много: купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, солдаты в отставке, ремесленники и караимы (религиозное вероучение, основанное на письменном Танахе. Евреи-караимы не верят, что письменные сборники устной традиции в Мидраше или Талмуде являются обязательными. — Прим. ред.).

Черта оседлости сохранилась вплоть до 1917 года.

Границы черты оседлости

Территории, на которых евреям было дозволено постоянно проживать: Минская, Изяславская (Волынская), Брацлавская (Подольская), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губернии, Екатеринославское наместничество и Таврическая область (Крым). После 1795 года к ним добавились Виленская и Гродненская губернии.

Указ вводил «двойной налог» для евреев («Собирать установленные подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий…»). Таким образом, евреи оказывались заложниками своего положения, ведь для того, чтобы выехать с территорий легально, им нужно было заплатить двойную подать за три года. Существовали и общие положения, поражающие их в правах.

На русском языке должны были писаться иски, жалобы и документы. Без паспортов и записей об уплаченных податях их также не принимали. Евреям, обучавшимся в гимназиях, запрещали  носить традиционные еврейские платья и говорить на родном языке. В религиозных школах они могли обучаться до 12 лет.

Ввоз книг на иврите и идише, в том числе Торы, запрещался.

Еврейский комитет

Говоря о массовых депортациях народов, обычно вспоминается политика Советов. Но таким решением национального вопроса знаменит и русский царь Александр I.

Он, как его предшественники и потомки, хотел быстрым разрешением «еврейского вопроса» интегрировать почти миллионное еврейское население в жизнь империи.

В самом начале его законы предусматривали некоторые меры для улучшения положения евреев — им разрешалось приобретать в собственность незаселенную землю и нанимать крестьян для ее обработки. Желающие заняться сельским хозяйством получали казенные земли и ссуды, освобождались на несколько лет от налогов.

Детям разрешили обучаться во всех начальных училищах, гимназиях и университетах «без всякого различия от других детей».

Ограничительная 34-я часть «Положения о евреях» была наиболее значима: в закон вошла статья, запретившая евреям содержать на откупе помещичьи доходы, иметь шинки и постоялые дворы в селах, деревнях и на больших дорогах. 

Попытки массового обращения евреев в христианство закончились полным провалом.

Князь Александр Голицын обвинял евреев в прозелитизме (деятельность приверженцев определенной конфессии, преследующая цель обратить в свою веру лиц иного вероисповедания, первоначально — язычников в единобожие. Прозелетизм осуждается еврейской традицией. — Прим. ред.) и учредил «Общество израильских христиан» в 1817 году для добровольного массового перехода евреев в христианство. Общество было создано для предоставления средств к существованию крещеным или собирающимся креститься евреям, так как иудейская община от них отвернулась, а среди христиан расположения они еще не нашли. Колонистам предоставлялась земля в Причерноморье, они освобождались от податей на 20 лет, а их потомки от службы.

Члены этого общества могли принадлежать к любой христианской церкви, но принимались только те, «кто житием и качествами своими показали бы себя достойными принятого имени христиан». В хрониках не сохранилось достоверных записей о том, вступал ли кто-то в это общество. В 1824 году Александр Голицын предложил Александру I закрыть общество ввиду его полной бесполезности, но оно было ликвидировано лишь Николаем I.

Вводились новые территориальные ограничения: евреев изгоняли из сельских местностей Черниговской губернии, деревень Полтавской губернии, прекращены их винные промыслы в Белоруссии. Их выселяли в города и местечки из селений.

В результате выселения с белорусских территорий около 20 000 человек покинули свои дома зимой. Многие из них остались без крыши над головой и кочевали.

Кантонисты

Солдатские дети

Скорее всего, слово «кантонист» (от прусского «кантон» — полковой округ) пришло в Россию в начале XIX века в эпоху Наполеоновских войн, когда всем солдатским детям присвоили наименование кантонист. После Отечественной войны 1812 года к ним причисляли сыновей убитых на войне солдат или оставшихся без призрения детей (сирот).

В 1721 году Петр I основал при каждом полку гарнизон солдатских детей для обучения их грамоте и ремеслам. В XVIII веке солдатские дети стали законодательно оформленной социальной группой, отдельным сословием. Школы формировали определенный класс людей, лояльных к государству и обученных службе. Это нововведение стало основой для создания военно-сиротских отделений и военных поселений.

Гарнизонные школы вмещали до 50 детей, и всего их числилось около 2700. Екатерина II организовала такие школы в Сибири и разрешила зачислять в них детей офицеров. Численность обучающихся была доведена до 12 000 человек.

С основанием Императорского сиротского дома гарнизон солдатских детей переименовали в военно-сиротские отделения. В них обучалось до 16 400 детей. Они состояли на полном государственном обеспечении.

В школы поступали солдатские дети семилетнего возраста, а после 18 назначались на службу в армию. Вначале они занимались музыкой и учились писать, изучали артиллерийское дело и фортификацию (военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя. — Прим. ред.).

В эпоху «аракчеевщины» в военных школах обучалось около 30 000 человек в возрасте от 10 до 18 лет, которые были выходцами из солдатских семей и детьми селян. Основные предметы состояли из закона Божьего, русского языка, геометрии, рисования и пения. К строевым занятиям допускались только кантонисты старшего возраста.

Еврейские дети

Несмотря на историю солдатских детей и сирот, кантонисты в истории ассоциируются с еврейскими детьми. На это повлияла политика Николая I, который приложил все усилия для создания централизованного военного государства. Николай I ревностно защищал устои абсолютизма и самодержавия, сопротивляясь революционным настроениям Европы. Он считал, что православная вера, самодержавие и народность —  три составляющие, без которых Россия не может существовать.

С 1827 году к кантонистам, помимо несовершеннолетних солдатских сыновей и незаконнорожденных детей солдаток, начали причислять малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев и цыган.

«Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» призвал на службу около 70 000 евреев, большая часть которых состояла из несовершеннолетних мальчиков.

Николай I провел жесткую антисемитскую политику, которая стала серьезным ударом для еврейской общины. Из более чем 600 дискриминационных по отношению к евреям законодательных актов, изданных с 1649 по 1881 год, не менее половины появилось в годы николаевского царствования.

В книге «Из жизни Петербурга» (авторы Дмитрий Андреевич Засосов и Владимир Иосифович Пызин, 1890–1910 гг.) есть такая цитата:

«Кантонисты были наследием режима Николая I, который хотел всю Россию сделать казармой. В наше время это учреждение казалось пережитком, и оно сохранилось далеко не во всех полках».

Историк Феликс Соломонович Кандель приводит в книге «Евреи России. Времена и события» такие цифры:

«Не менее 50 000 еврейских детей прошли через школы кантонистов; больше 30 000 были обращены в христианство насильно».

В целях максимально эффективной ассимиляции рекрутов из евреев зачисляли в возрасте 12 лет (в то время как для прочих групп населения возраст был около 20–35 лет), притом на их внешние параметры, рост, вес и здоровье не смотрели. 

На местах происходил 100%-ный воинский учет: при недоимках брали тех, кто мог приблизительно подходить, — отцов семейств, ответственных за призыв и несовершеннолетних детей.

В архивном деле «Доклад по департаменту военных поселений» от 1843 года можно найти такую запись:

«Евреев, укрывающихся от рекрутской повинности, следует отдавать в рекруты в зачет при будущих наборах обществу, а не семейству. Семейству, из которого укрылся рекрут, не избегает очереди; следует взять из этого семейства другого, а при нахождении первого отдать оного на службу».

За несколько лет до того, в 1827 году, еврейским обществам было разрешено по своему усмотрению сдавать вместо одного взрослого одного малолетнего.

Дети, попадая во враждебную среду в малолетнем возрасте, не могли сопротивляться дедовщине, жестоким наказаниям, унижениям и травле за их вероисповедание. Их сломать было намного проще, чем взрослых. Их увозили на Урал, в Сибирь или в Поволжье, как можно дальше от черты оседлости.

Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в батальоны и школы «для приготовления к военной службе». В РГВИА сохранился список инвалидов или рекрутов, неспособных по разным причинам к обучению и воинской службе. Судя по записям, их должны были возвращать родственникам во время отбытия остальных на службу, то есть спустя 5–10 лет после прибытия.

Ученики покидали школы в возрасте от 18 до 30 лет и направлялись в различные полки и батальоны.

Кантонистов крестили по пути от места рекрутирования до школы кантонистов. Если не удавалось по пути, крестили по прибытии в школу. При крещении им меняли имена. Обращенных в христианство могли выделять по одинаковым между собой отчествам и/или фамилиям, которые они получили по имени крестных отцов, великомучеников или апостолов: Иван Иванов, Александр Александров или Григорий Петров, Сергей Иванов. Фамилии могли происходить и от названия церковных приходов: Воскресенский, Преображенский, Крестовоздвиженский. Таким же образом получали имена при крещении подкидыши других национальностей. Стоит сделать уточнение, что процесс образования имен и фамилий сложен, поэтому здесь приведен пример лишь одного из многих вариантов имянаречения.

Сохранились записи в Российском государственном военном архиве (РГВИА) о «Крещении евреев-кантонистов в Киевских БВК июль-август 1854 г.». Там записаны имена и фамилии до крещения и указан возраст.

Зачастую это приводило к прекращению переписки между родными и кантонистом поскольку Рахель Габай становился Григорием Петровым и, следовательно, больше не значился в списках.

В архивных записях утверждается, что все кантонисты крестились добровольно. Выписка из военного поселения 1844 года гласит:

«Кантонист из Евреев Янкель Давыдовичъ по изъявленному имъ желанию обратиться в православие и по крещению наречен Николай Федоровъ».

Ребятам было запрещено говорить на родном языке, устраивать религиозные праздники (Шаббат, Песах), читать Тору. Принявшие христианство получали 25 рублей и ряд льгот, хотя первые пять лет были ограничены в получении должностей. Многие из них продолжали тайно исповедовать иудаизм, а некоторые возвращались к нему спустя долгие годы после крещения.

Случаи уклонения и неповиновения

В РГВИА есть и запись «По претензии 44 человек кантонистов о насильственном обращении их в православие», 1857 год, и «Ведомость о числе обратившихся в православие евреев за август», 1854 год.

В качестве примера отстаивания своей веры, убеждений и взглядов можно привести российского офицера, еврейского кантониста Герцеля Янкелевича Цам (1845–1915 гг.). Поступив на военную службу из местечка Горинград, он был отправлен в Томск. Проведя 41 год на службе, он так и не крестился.

Многие семьи бежали в губернии Царства Польского или Бессарабии. Еврейские общественные управления (кагалы) могли сдавать сирот и детей вдов, подменяя ими своих детей.

После кантонистов

К 1856 году в стране насчитывалось около 380 000 кантонистов. Александр II отменил закрепощение детей солдат и само название кантонист. Они освобождались от ранее обязательной военной службы, и призванные до 20 лет могли вернуться к семьям.

Солдаты, уже принятые на службу до манифеста, должны были отслужить свои 20 лет. По окончании службы солдаты-евреи и их потомки получали право селиться вне черты оседлости. После службы больше чем 20–25 лет и принятия христианства им уже некуда было возвращаться, ведь в семьях их считали погибшими или отрекались. В XIX веке обряд поминовения (шива) по умершему члену семьи строго соблюдался, даже когда человек, сменивший веру, был жив.

В архивах Санкт-Петербурга хранятся дела о «Тайном надзоре за вышедшими со службы солдатах-кантонистах». Существуют и дела с материалами церковных расследований, начатых в связи с получением доносов на выкрестов о «совращении в иудаизм».

К сожалению, послабления Александра II в плане еврейского вопроса (разрешение торговли купцам, преодоление черты оседлости) были окончены с его смертью, а политику перенял Александр III, правление которого ознаменовалось для евреев погромами, новыми ограничениями и разочарованием в позиции российского общества, вылившееся в их массовое вовлечение в революционную борьбу.