Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Выставка Александра Лабаса в Русском музее
Рисунки и акварели Александра Лабаса из собрания Русского музея можно увидеть до 11 сентября

Александр Аркадьевич Лабас (1900–1983), родившийся в Смоленске в еврейской семье Аркадия Григорьевича (Айзик Гиршевич) и Хаи Шауловны, был одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ, 1925–1932), особенностью которого явилось создание образов современной советской действительности в формах станковой картины с использованием экспрессионистических приемов. В середине 1930-х он был объявлен «формалистом». В 1937-м расстрелян его брат, комбриг Абрам Лабас. Но Александр Лабас так и остался романтически настроенным художником лирического склада, вдохновленным героическими образами революции 1917 года и последующими за ней преобразованиями жизни общества.
На выставке представлены работы из нескольких основных циклов Лабаса. Первоначальным импульсом для создания серии «Октябрь» стали живые, непосредственные впечатления от революционных событий 1917 года в Москве, свидетелем которых был художник. К увиденному тогда он неоднократно возвращался в последующие годы. «Это время я удивительно чувствую, и всегда его образы меня преследуют», — писал художник. Экспрессивность и динамичность отличают эти произведения мастера, напоминающие пришедшие из прошлого видения или сны.
Серия «На маневрах» возникла в результате поездки художника в 1931 году на Дальний Восток. Ежедневные привычные занятия по несению военной службы приобретают в интерпретации художника лирико-поэтическое звучание. Бойцы в противогазах в художественной отстраненности кажутся чуть ли не инопланетными существами.
Еще одной значительной темой художника было вхождение техники в обыденную жизнь людей. «Я писал скоростные поезда, самолеты, людей в кабинах, стараясь передать неизвестное состояние людей в полете», — вспоминал художник. В этих изображениях нет конкретики, но есть поэтизация новых технических средств, привносящих в современную жизнь скорость и возможность быстрого преодоления пространства, а с ними и иллюзию покорения других миров.
Начало войны Александр Лабас встретил в Москве. Во время налета немецких самолетов он дежурил на крыше своего дома (Мясницкая, 21). Тогда же была начата серия акварелей «Москва и Подмосковье в дни войны». Документализм этих листов, как всегда у художника, сочетается с острым переживанием мотива.
Выставка акварелей и рисунков Александра Лабаса приурочена к презентации книги «Александр Лабас. Живопись. Графика. 1920–1930-е» (ЛАБАС-ФОНД, Москва, 2023).