Жак Липшиц — еврей, который создал новую скульптуру ХХ века

«Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую Деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними»

Жак Липшиц. Фото: Wikimedia Commons
Жак Липшиц смело экспериментировал со стилем: кубизм, экспрессионизм, абстракция. И все же ему всегда удавалось сохранить сюжет и человечность скульптуры.

Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Ривера — ближайший круг, который повлиял на творчество Жака Липшица. Молодой скульптор из еврейского местечка не потерялся в Париже начала ХХ века. Он смог нащупать собственный голос и стал одним из важнейших создателей новой скульптуры. Мамины бриллиантовые сережки были проданы не зря.

Далекие от канонических работы Липшица говорили со зрителем на непривычном и все же понятном языке. Его ранние произведения подарили кубизму объем и осязаемость в камне и принесли автору признание. Скульптуры Липшица продавались так хорошо, что он смог построить себе дом по проекту Ле Корбюзье. 

Но Европа середины 1920-х требовала новых средств выразительности — с распространением фашистских идей Липшиц обращается к античным сюжетам борьбы добра со злом и воплощает их в бронзе. Форма становится более текучей и экспрессивной. Скульптор трижды возвращался к образу душащего орла Прометея, с каждым разом исход противостояния становился все менее очевидным. А Липшиц, получивший золотую медаль Парижского салона за второго Прометея, был вынужден покинуть Францию в 1941-м, опасаясь преследований.

Скульптор поселился в США, и продолжил создавать пронзительные работы, отражавшие его ужас перед страшными событиями Холокоста. Теперь Липшиц обращался к ветхозаветным сюжетам. В США к нему пришло мировое признание, в середине века большие выставки скульптора прошли в нью-йоркском МоМА и лондонской Тейт Модерн. Многие из своих работ Липшиц подарил и создал специально для Израиля. В Институте памяти жертв Холокоста стоит одна из самых известных скульптур Липшица «Мать и дитя», посвященная трагедии еврейских женщин.

После войны Липшиц вернулся во Францию, потом какое-то время жил в США, последние годы скульптор провел на острове Капри, где умер в 1973 году в возрасте 81 года. А началось все с того, что 132 года назад в маленьком еврейском местечке Друскеники в Российской империи родился мальчик по имени Яков Липшиц, который очень любил рисовать и лепить и совсем не хотел становиться архитектором, на чем настаивал его отец. Тогда мать мальчика продала свои бриллиантовые сережки и отправила сына учиться в Париж.