Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Живая история рядом
В рамках проекта «Искусство быть стариками» 20 человек из волгоградской общины побывали на экскурсии, приуроченной ко Дню реки Волги
Экскурсия проходила в музее «Истории Волгоградского района гидросооружений и судоходства».
Экскурсию по музею провела Анна Кукса, инженер 1-й категории гидроузла. Историю строительства ГЭС она знает не понаслышке. Ее дед Вадим Виноградов был одним из руководителей стратегического объекта. Основная масса экспонатов первого зала посвящена истории и людям, которые строили и обслуживали ГЭС.
Вячеслав Дюльденко (БМУ, ДВС):
«Музей расположен в здании, которое было построено в 1960-х годах, и является одним из самых интересных мест, которые я посетил. Здесь много экспонатов, связанных с историей гидроэнергетики и гидроэлектростанций в целом, представлены фотографии, документы, модели и другие материалы, которые рассказывают о том, как гидроэнергетика стала частью нашей жизни. Здесь можно узнать, какие проблемы возникают при строительстве и эксплуатации гидроэлектростанций, а также о том, как они помогают снизить зависимость от ископаемых источников энергии. Гид профессионально ответила на все наши вопросы и дала нам много полезной информации».
Анна рассказала:
«На строительство канала Волго-Дон было заложено 7 лет, а построили его за 3 с половиной года. Длина канала 101 км. А бетона на строительство шлюзов пошло в 1,5 раза больше чем на весь 100-километровый канал! Сооружение шлюзов №30 и 31 явилось следствием строительства Волжской ГЭС, так как она полностью перекрыла устье реки Волги. Сначала необходимо было провести разминирование, так во время войны Волгу активно бомбили и после боев на дне реки осталось много неразорвавшихся снарядов. Русло Волги повернули за сутки в другую сторону, перекрыли и осушили, и снова, буквально решетом, прошли каждый участок земли. На первых этапах строительства в 1950 году участие принимали заключенные и военнопленные, а с 1953 года — только вольнонаемные. В общем на строительстве Волжской ГЭС было занято более 1 млн человек. В числе которых более 700 тысяч вольнонаемных и военных строителей, а также 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. Строили всем миром, вовлечены были представители 26 национальностей. В отличие от других коммунистических строек того времени, у нас все же добровольного труда было больше. И в 1961 году Волжская ГЭС была сдана в эксплуатацию».
А во втором зале музея, который посвящен не затухающей и в наше время профсоюзной жизни, все посмотрели фильм о Волго-Донском судоходном канале как символе эпохи, вобравшей в себя подвиги Гражданской и Отечественной войн, смелые инженерные идеи, созидательный труд проектировщиков и строителей одной из первых строек коммунизма. Нескончаемой вереницей материалы для строительства везли со всего Союза — каждые 8–15 минут прибывали составы с грузами. Здесь первым был использован шагающий экскаватор. Также был построен аэропорт в Мариновке для доставки грузов на последнем этапе строительства. И впервые в СССР были изготовлены насосные станции. Было учтено все, особенно погодные условия, пагубно влияющие на бетон, — перепады температур, ветер, сильная жара или мороз. За этим следят специально. 17 апреля 1959 года произошло первое историческое шлюзование. Но строительство продолжалось, несмотря на то что навигация уже началась. Многое продолжали делать еще и вручную. Если сейчас шлюзование одного судна занимает 40 минут, то в то время — более 2 часов. Но Анна не только рассказывала, но и задавала вопросы, на которые экскурсанты с удовольствием и правильно отвечали: о количестве гидроагрегатов, о швартовке судов при шлюзовании, переселении населения из зон затопления, про подвесной защитный мостик, который не имел перил и заграждений и др. Сооружение Волго-Донского судоходного канала соединило 5 европейских морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное.
Во втором здании музея экскурсанты посмотрели фильм об устройстве шлюзов и механизме шлюзования Волгоградского гидроузла, героических трудовых победах. А до этого прошли по залам, один из которых называется «трогательным» и в котором можно все экспонаты рассматривать и трогать: серпы, варочный котел, вычислительные и печатные машинки, костюмы водолазов, журналы учета и другие документы и инструменты, помогающие в работе, предметы быта людей — пластинки, пианино, тетради для чистописания.
Яэль Иоффе в завершение путешествия сказала:
«Хочу с благодарностью отметить всю группу, которая не только очень заинтересованная и очень слушающая, что очень приятно, но и организованная, что очень важно, так как это еще и вопрос безопасности. Нам действительно с вами очень комфортно, и каждый их вас — это уникальный и замечательный человек. Хочу пожелать всем много новых впечатлений, знаний, крепкого здоровья, чтобы оно позволяло вам принимать участие и дальше во всех наших «придумках». Также присоединяюсь к словам благодарности нашему водителю Александру, который очень аккуратно и очень бережно нас с вами транспортирует».