Организатор образования Роман Котов: «Я всегда жил педагогикой!»

Петя пойдет на физмат, Вася будет историком, а Маша хочет замуж

Роман Котов
Роман Котов. Фото из личного архива
С каждым годом в России увеличивается число родителей, которые выбирают для своих детей дистанционную и семейную форму обучения. По мнению экспертов, количество таких школьников будет только расти.

О нюансах уроков в пижаме, сотрудничестве с родителями и совместном проекте с РЕК по созданию еврейской онлайн-школы поговорили с известным педагогом Романом Котовым, организатором образования, советником ректора МГИМО.  

— Роман Игоревич, в какой момент ваша карьера сделала вираж в сторону педагогики?

— Думаю, в момент моего рождения. (Смеется). Все, что я делал вместо того, чтобы заниматься педагогикой, было глубокой ошибкой моей жизни. Даже когда я пытался найти какое-то другое направление, жизнь возвращала меня в лоно педагогики. Я впервые пришел учителем в школу еще студентом первого курса института, а до этого пытался работать воспитателем в детском саду, потому что посмотрел фильм «Усатый нянь» с Александром Прохановым в главной роли. Кстати, картина снималась в детском саду в Хохловском переулке, в котором сейчас находится наш детский сад. Я считаю, что всегда жил педагогикой, просто бывали какие-то ненужные ответвления. В 2010 году все окончательно определилось, и стало очевидно, что я буду заниматься организацией образования. Я отношу себя к тем людям, которые создают команду и инфраструктуру для осуществления образовательной деятельности. В основном это касается работы с детьми, а именно, с дошкольниками и школьниками. 

— Домашнее обучение существовало всегда. В СССР на такую форму образования в основном переводили детей, которые по состоянию здоровья не могли учиться в общеобразовательной школе. Но в последнее время тренд усилился. 

— Это очень многослойная тема. Я бы начал с обозначения для меня передового опыта в России, потому что российское законодательство об образовании, в моем представлении, является передовым именно потому, что разрешает и допускает разные формы получения образования, в том числе вне учебной организации. Это уникальная история, потому что далеко не во всех странах это разрешено. В Германии, к примеру, запрещено на законодательном уровне не ходить в школу, за исключением детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Мой страшный сон, что наши законодатели когда-нибудь передумают и сделают так, как в Германии. А спрос на такую форму всегда был, потому что это соответствует природе семьи. В некоторых случаях семье необходимо заниматься своим ребенком в ином формате. И мы реагируем на эту увеличившуюся потребность. 

— Сыграл свою роль и ковидный карантин, когда все школьники вынужденно перешли на систему онлайн, а их родители вдруг открыли для себя мир дистанционного образования, где можно учиться в пижаме и ребенку для получения аттестата не обязательно сидеть на уроках за школьной партой.

— Ковидная история внесла как положительные, так и отрицательные моменты. Плюс в том, что многие узнали эту систему, а вкусив плод, поняли, что он сладок. В то же время многим дистанционное обучение сильно не понравилось. И то, что на уроки можно ходить в пижаме, на мой взгляд, дискредитирует сам процесс обучения, который по идее не может быть легким, воздушным и слишком комфортным, потому что это в первую очередь труд. 

— Есть еще и смешанный вариант с присутственными днями, когда ребенок приходит в класс.     

— Для меня во внешкольном образовании, когда дети не каждый день ходят в школу, важно сочетание двух системных вещей: ребенку в момент формирования личности важно поддерживать общение, а, с другой стороны, для познания себя, накопления знаний ему необходимо уединение. И вот это сочетание уединения с общением и образует процесс образования с инструментальной точки зрения. Поэтому мы говорим о смешанном обучении, а не только о системах офлайн или онлайн — о том, что в английском называется blended. Мы сохраняем для детей возможность социализироваться в общих мероприятиях, которые часто носят внеклассный характер. Онлайн — инструмент работы в уединении, нужный для того, чтобы провести через себя информацию и преобразовать ее в знания. А в школе проводим аттестационные проверочные мероприятия, смотрим на уровень усвоения образовательной программы. 

— Мне кажется, детям, увлеченным химией, биологией и физикой, при обучении онлайн будет не хватать реальных практических опытов…

— Можно посмотреть ролики, но они не заменят реальное практическое занятие, на котором можно все пощупать руками. С другой стороны, когда я лет тридцать назад сдавал экзамены на водительские права, у нас часть занятий была посвящена изучению устройства работы двигателя. Сейчас никому в голову не придет залезть в двигатель современного автомобиля. Эта аналогия работает и со школьным образованием. Современные дети воспринимают мир в другой плоскости. Им действительно достаточно посмотреть ролик, чтобы мозг сконструировал для себя этот химический опыт. Другое дело, что мы справедливо считаем, что лучше, если ребенок поставит его своими руками и увидит своими глазами. Рядом с моим кабинетом располагается столярная мастерская. Это чрезвычайно популярное место у наших детей, их не надо заставлять туда приходить. Я в детстве любил выжигать по дереву, мне нравился этот запах. 

Фото из личного архива

Один ваш коллега сказал, что основная проблема современных детей — это интернет. Не сам по себе. А то, что из-за этого возникает полное неумение напрягаться ни интеллектуально, ни физически, ни тем более нравственно. Интернет позволяет получить любую информацию бесплатно, не затрачивая практически никаких усилий. 

— Интернет не меньшая проблема учителя, чем ребенка, это вызов не к детям, а к взрослым, некоторый запрос к учителю и вообще к взрослому на изменение формата общения с ребенком. Сегодня интернет — данность, которую нужно просто принять, как свершившийся факт, способ быстрого получения информации. От взрослых зависит, как мы трансформируем нашу культуру обучения и транслируем опыт предыдущих поколений детям. 

— Еще многие родители сетуют, что дети зависают в интернете, часами сидят в тиктоке и т.д.

— Сегодня они сидят в тиктоке, а вчера — в подвале дома. Говорить о том, что раньше было лучше, потому что не было интернета, не приходится.

В советское время говорили: не высовывайся, не выделяйся, будь как все, а в частных школах пестуется индивидуальность.

В СССР как минимум элиты занимались поиском талантливых, способных детей. Рекрутинг был, и лифты тоже были. Мы сейчас занимаемся принципиально другой историей, а именно, индивидуализацией образования — если говорить образно, с медицинской точки зрения. Просматриваем маршрут ребенка сообразно его внутренним способностям к развитию. Именно понимание себя и умение управлять собой лежат, по моему мнению, в любых успешных историях социального развития личности. 

— Очень мало ребят, которые сделали выбор, куда идти после школы. Петя силен в математике — ему на физмат, Вася зачитывается Ключевским — будет историком, а Маша просто хочет замуж, родить ребенка и работать мамой. Но у большинства так и не сформировалась склонность даже в старших классах. Одни родители направляют детей по своим стопам, другие хватаются за голову: куда идти ребенку?

— Это сложные вопросы. Да, мы не можем обеспечить сегодня  индивидуализацию для каждого. Поэтому существует отлаженная система государственного образования, которая должна обеспечить минимальный набор знаний. И если мы видим родителей, которые хотят выйти из этой данности, наша задача постараться им помочь.  

— Какая сегодня у школьников мотивация учиться? Раньше говорили: не будешь стараться — пойдешь дворником, метлой махать, или маляром — стены красить. 

Мне кажется, это история, которая внутренне присуща человеку и заложена в его природе, — получать знания. Вопрос не в том, что ребенок демотивирован сегодня, а в том, что демотивирован взрослый, который теряет ориентиры, перестает понимать, чему он должен своего ребенка научить. Эта проблема не является специфичной для какой-то конкретной страны. Мы знаем опыт зарубежных стран, когда очередь на запись к врачу в Лондоне растягивается на несколько недель. Как мне объясняли, это в том числе и из-за нехватки врачей, потому что молодые люди не хотят идти в медицину, хотя это самая гуманная профессия в мире. Если не появятся джедаи — те самые рыцари-миротворцы из «Звездных войн», которые что-то смогут возразить ситхам, — наступит время зла.

— У вас платное образование. Значит ли это, что принимают любого ребенка, чьи родители в состоянии оплатить учебу?

— Система платного образования достаточно цинична. Это бизнес. Если школа не может выжить, она будет принимать любого, кто способен заплатить. Если школа сформировала свою образовательную повестку и она востребована, будет конкурс для поступления. Хотя конкурс порой объясняется и другими причинами. Например, в новом микрорайоне есть частная школа и ни одной государственной. Я знаю и другие примеры, когда сознательная воля владельцев школ была направлена на ограничение стоимости обучения. Они старались держать максимально низкую цену, чтобы больше детей могло прийти, и все равно среди них устраивался отбор. В наших школах мы переживали разные этапы становления. У нас есть конкурс, он не везде большой, но в лицее МГИМО это 5–6 человек на место при платном образовании, что связано с брендом и репутацией университета. Отбор детей строится по-разному. Есть меценатские школы, где учатся дети с не самыми выдающимися способностями из социально незащищенных семей, но для них это шанс. 

— Что является приоритетным в ваших школах?

— Можно по-разному ответить на этот вопрос, но сейчас я бы сказал, что мы стремимся соблюсти наш основной принцип — принцип безопасности. Дети должны быть в безопасности, физической и духовной. Кроме того, для нас важно, чтобы родители сотрудничали со школой, а не приходили с позицией проверяющего: я вам плачу деньги, и вы обязаны мне то-то и то-то. Это не наш родитель. И мы на входе договариваемся, что если вы приходите к нам, как в магазин, с законом о защите прав потребителей, то это не наш случай. 

Фото из личного архива

— У вас бывает отсев?

— С точки зрения знаний — нет. Мы не будем исключать ребенка, если он плохо учится. Станем до последнего разбираться, в чем причина нашей неудачи. У нас был мальчик, который 4 года сдавал ОГЭ (основной государственный экзамен для школьников, который проверяет знания, полученные за девять лет. ОГЭ состоит из четырех экзаменов: математики, русского языка и двух предметов по выбору. — Прим. ред.). Так вот, этот мальчик не мог сдать русский язык четыре года и при этом не проявлял каких-то нарушенных функций организма или отсталости. Но все-таки он сдал. Мы скорее можем отчислить за небезопасность. К примеру, ребенок принес ножик в школу и достал его на уроке. Другая ситуация, если мы разошлись в ценностях с родителями. При поступлении мы говорим о наших пожеланиях, и родители соглашаются, а потом в процессе общения через полгода выясняется, что они видят жизнь по-другому. 

— Можете привести пример такого антагонизма?

— У нас учится ребенок, а его мама начинает писать в классных чатах: «Моего ребенка в этой школе ничему не учат, здесь ленивые учителя, давайте обратимся с коллективным заявлением в прокуратуру и проверим эту школу на соответствие требованиям законодательства!» В таком случае мы приглашаем родителей и пытаемся прояснить ситуацию. Если они категорически не хотят коммуницировать и говорят: «Сами разбирайтесь, мы вам за это деньги платим!» — им, наверное, лучше забрать документы. Однако нельзя сказать, что это всегда одностороннее движение. Как правило, можно найти компромисс, который устроит и школу, и родителей. 

— Говорят, что учитель всегда прав. Вы согласны?

— Принцип учителя, который думает, что он всегда прав, для меня невозможен. Я никогда не мыслил себя в этой позиции. Моя позиция — сомнения. Учитель бывает неправ, но, как сказал мой немецкий коллега и я с ним согласен, каждый человек имеет право на ошибку, но не надо повторять ее дважды.

— А расскажите, пожалуйста, о вашем совместном проекте с РЕК о создании еврейской онлайн-школы! 

— Идея родилась, когда мы с Артемом Соловейчиком, главным редактором издательского дома «Первое сентября», лидером движения «Школа — наше дело», работали над программой «Родитель-учитель». Эта программа адресована родителям детей, не посещающих школу, чтобы они могли пройти педагогическую переподготовку. Проект с РЕК находится в самом начале. Его миссия в том, чтобы создать эффективные механизмы нахождения способных еврейских детей из не самых обеспеченных семей и дать им инструменты для движения вверх. Где бы ни находились эти дети, они должны получать доступ к самым современным педагогическим методикам. В инструментальном смысле я пытаюсь реализовывать blended-формат, чтобы можно было собираться для занятий на территории еврейской общины, например, в библиотеке, которая будет такой нишей знаний. Сегодня при наличии мощного онлайн-компонента большое количество полезных вещей можно сделать из дома, имея компьютер и выход в интернет.

Проект

Маалит, зимний лагерь

Зимний лагерь для участников федеральной образовательной программы «Маалит» (лифт — иврит) для старшеклассников — подопечных социальных проектов РЕК. На протяжении многих лет Российский еврейский конгресс поддерживает детей из социально-незащищенных семей по всей стране. В программу попадают семьи — подопечные хеседов с доходом до 13 000 рублей на человека в месяц, им выделяются средства на сезонную одежду, еду, лекарства и патронажные услуги для детей.
БФ «Российский еврейский конгресс»

Крупнейший в России еврейский благотворительный фонд

Еврейская общеобразовательная школа «Маалит»

Первая еврейская общеобразовательная школа смешанного обучения, созданная при участии Российского еврейского конгресса

персоны
Котов Роман Игоревич

Член Ученого совета МГИМО, член Ученого совета Одинцовского филиала МГИМО, член Association Montessori Internationale, International Dyslexia Association, Ассоциации родителей и детей с дислексией, Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов, эксперт программы «Учитель для России»